Высокочастотные антенны способны передавать радиоволны на огромные расстояния и даже через горы с весьма небольшими затратами энергии, что делает их идеальными для военных коммуникаций. Но имеется одна серьёзная проблема: чтобы эффективно работать такие устройства должны иметь очень большие размеры.

Войскам, от которых требуется высокая мобильность, противопоказано иметь громоздкое оборудование, между тем антенны должны быть, как минимум, четвертьволновыми. В военной связи используются сигналы с длиной волны не менее 10 м, что даёт размер антенны от двух с половиной до десятков метров.

Нечего и думать приделать что-то подобное к бронемашине-амфибии, поэтому до сих пор приходилась мириться с использованием коротких антенн, в которых до 90% входной мощности уходит в тепловые потери.

Решение подсказали сотрудники Висконсинского университета (UW-Madison). Они заметили, что нынешние, малоэффективные антенны всегда к чему-то прикреплены. И, как правило, это очень крупные металлические объекты — грузовики или бронированные вездеходы.

«Мы предлагаем использовать как антенны сами такие платформы, — заявил Надер Бехдад (Nader Behdad), доцент электро- и компьютерной техники UW—Madison. — Это остроумный способ обойти ограничения физических законов. С практической точки зрения, объём объекта на военной платформе не меняется, но мы получаем более крупную антенну».

Превращение автомашин в сверхширокополосные передатчики не только сделает антенны более эффективными, но и позволит отсылать и принимать разные типы информации. Благодаря этому исследование, осуществляемое при поддержке Агентства исследований ВМС США, избавит военные грузовики и танки от сегодняшнего «леса» антенн разного назначения.

Группа Бехдада уже продемонстрировала компьютерные симуляции своего решения и уменьшенные модели. Полученный грант в размере 550 млн долл. позволит им приступить к разработке практических приложений.