В конце мая 2019 года в Перу произошло разрушительное землетрясение с магнитудой 8,0 — в некоторых регионах полностью отключился интернет, в то время как тысячам людей было необходимо узнать о состоянии своих близких. Чтобы наладить сеть, правительство страны и местный оператор связи Tefónica обратились за помощью к компании Loon (как и Google, входит в холдинг Alphabet), чтобы она раздала интернет при помощи своих воздушных шаров. Экстренно починить интернет удалось в течение 48 часов.

Подземные толчки произошли в воскресенье утром, и получив просьбу о помощи, компания Loon тут же перенаправила свои воздушные шары из Пуэрто-Рико в Перу. Для их перемещения, как обычно, использовалась сила ветра — аэростаты могут подниматься и опускаться и ловить ветряные потоки в том направлении, в котором им нужно двигаться. На преодоление более 3000 километров устройствам потребовалось два дня.

Воздушные шары Loon распространились по всей территории северной части Перу — каждый из них обеспечил 4G-интернетом зоны площадью 5000 квадратных километров. С наземной станцией был связан только один воздушный шар, который связывался и передавал сигналы другим устройствам. Ранее компания демонстрировала только возможность передавать сигналы между семью воздушными шарами, но в этот раз их количество достигло десяти.

Расположение воздушных шаров Loon в Перу
Расположение воздушных шаров Loon в Перу

Компания смогла обеспечить жителям Перу базовый набор связи: SMS, электронную почту и доступ к интернету с минимальной скоростью. Подключившись к сети, пользователи получили доступ только к текстовой информации — интернет не предназначен для осуществления звонков. В течение первых 48 часов интернетом от воздушных шаров Loon воспользовались около 20 000 человек.

На данный момент компания Loon официально сотрудничает только с одним поставщиком беспроводного интернета — кенийским провайдером Telkom Kenya. Однако, после экстренного события коммерческими услугами компании может заинтересоваться и Telefonica. Как правило, развертывание интернета на воздушных шарах требует довольно много времени из-за необходимости налаживания наземной инфраструктуры, интеграции в сеть оператора связи и получения разрешения от регулирующих органов. Но, в случае с Перу, это может занять меньше времени.

Сложность развертывания сети Loon была доказана в 2017 году, когда ее пытались наладить в Пуэрто-Рико после урагана «Мария». Федеральная комиссия по связи дала разрешение на обеспечение экстренной связи только спустя три недели после начала обслуживания — в конечном итоге сеть обеспечила интернетом 100 000 человек. По мнению представителей, в экстренных ситуациях готовность важна больше, чем скорость реакции.