Дети могут учить новые слова довольно быстро. Для того, чтобы лучше понять механику раннего обучения, ученые из университета Ланкастера провели исследование, чтобы проверить навыки обучения как детей, так и роботов, и обнаружили, что дети используют технику, не основанную на сознательных мыслях.

Детям в возрасте два с половиной года была поставлена задача выбирать незнакомую им игрушку из трех, четырех или пяти объектов, которые ранее им были знакомы. Цель заключалась в том, чтобы заставить их узнать название новой игрушки через метод исключения.

Если, например, перед ребенком были представлены три игрушки - одна коричневая, другая желтая, а третья оранжевая, они знали, что коричневая – это кролик, желтая – это утка. Когда нужно было показать жирафа, большинство детей были способны выяснить, что жирафом была именно оранжевая игрушка.

В течение последующих испытаний исследователи использовали робота под названием iCub. Этот маленький гуманоид является воплощением нейронной сети, то есть, системы искусственного интеллекта с возможностями глубокого обучения, имея размеры маленького ребенка. iCub был уже использован в исследованиях по изучению языка ранее, и даже засветился на открытии Олимпийских игр в Лондоне 2012 года.

Для данного эксперимента робот был предварительно обучен распознавать 12 объектов, а затем, как и с детьми, ему нужно было выделить некоторые из них и методом исключения определить неизвестные. Удивительно, но робот научился новым словам точно таким же образом, как и дети.

iCub
iCub

«Это новое исследование показывает, что взаимное поведение может быть достигнуто с помощью очень простого мозга, который только познает связи между словами и объектами», - говорит доктор Каит Туми, один из авторов исследования. «На самом деле, iCub не может распознавать игрушек по цветам, поскольку его программное обеспечение слишком просто. Это говорит о том, что по крайней мере некоторые аспекты раннего обучения основаны на удивительно мощных возможностях объединения решений, которые позволяют младенцам и детям младшего возраста быстро впитывать информацию из окружающей среды».