Американские врачи сообщили о случае развития опухоли в результате «лечения» стволовыми клетками в коммерческих клиниках. Его описание опубликовано в New England Journal of Medicine.

В бостонскую больницу Brigham and Women’s поступил 66-летний Джим Гэсс (Jim Gass) с жалобами на прогрессирующую боль в поясничном отделе спины, паралич ног и недержание мочи. В 2009 году он перенес инсульт, в результате которого был вынужден передвигаться в корсете и с тростью. Желая избавиться от последствий заболевания, он воспользовался услугами коммерческих клиник в Китае, Аргентине и Мексике.

Согласно документам, выданным Гэссу в этих клиниках, ему вводили в спинномозговой канал мезенхимальные, эмбриональные и плодные стволовые клетки. Через некоторое время у него развились указанные симптомы.

МРТ с контрастированием выявило у пациента новообразование под твердой оболочкой спинного мозга по всей длине поясничного отдела с переходом на грудной. Биопсия показала, что это плотное клеточное быстрорастущее примитивное новообразование с глиальной дифференцировкой. С помощью анализа ДНК врачи установили, что оно состоит преимущественно не из клеток пациента.

МРТ и внешний вид новообразования
МРТ и внешний вид новообразования

Опухолевая масса имела ряд признаков злокачественного новообразования (атипия клеточных ядер, высокий уровень пролиферации, глиальная дифференцировка, прорастание сосудов), однако секвенирование не выявило в ней ни одного из 309 генов, характерных для рака.

Таким образом, новообразование нельзя отнести ни к одной из ранее описанных у человека категорий, пишут специалисты. Глава отделения нейрохирургического лечения рака спинного мозга Джон Чи (John Chi) рассказал Boston Globe, что никогда не видел ничего подобного — новообразование, приросшее к нервам, имело «странную» липкую волокнистую консистенцию.

После курса лучевой терапии объем новообразования уменьшился, стала меньше беспокоить боль в спине и пациент смог шевелить правой ногой.

На основании этого случая врачи посоветовали коллегам информировать людей об опасности «стволовоклеточного туризма», а самим пациентам — не рассматривать его в качестве возможного лечения.