Российская компания «СуперОкс» провела первые испытания электрической двигательной установки, работающей на основе эффекта высокотемпературной сверхпроводимости. Согласно сообщению Фонда перспективных исследований, испытания проходила платформа, включающая в себя аккумуляторную батарею, кабель, токоограничивающее устройство и электродвигатель. Проверки прошли успешно.

Высокотемпературной сверхпроводимостью называется явление, при котором электрическое сопротивление материалов стремится к нулю в условиях сравнительно больших температур. Ими считается температурный диапазон выше 30 кельвинов (около минус 243 градусов Цельсия). К материалам, показывающим свойства высокотемпературной сверхпроводимости, в частности, относятся керамики с разделенными медно-кислородными плоскостями.

Предполагается, что благодаря эффекту высокотмпературной сверхпроводимости можно добиться коэффициента полезного действия электромотора и питающей его системы 0,98.

Во время испытаний сверхпроводниковый электродвигатель питался только от аккумуляторной батареи высокой мощности. Экспериментально удалось подтвердить, что сверхпроводниковые электродвигатели могут быть использованы в качестве тяговых в режимах взлета и посадки, а также в аварийном режиме. Подробности состоявшихся проверок не раскрываются. До конца 2020-го или в 2021 году разработчики намерены начать испытания установки на летающей лаборатории.

Сверхпроводниковая двигательная установка войдет в состав гибридной силовой установки, разработкой которой занимается Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова. Макет такой установки на базе сверхпроводникового двигателя был впервые представлен на авиасалоне МАКС в 2017 году. Разработчики планируют создать сверхпроводниковую установку мощностью до 500 киловатт.