Существующие модели зимних ботинок не способны обеспечить безопасность их владельца, если он пытается пройтись по льду или любой другой скользкой поверхности, считают ученые, опубликовавшие результаты тестирования 98 марок обуви на сайте Rate My Treads.

“Самым удивительным результатом наших опытов стало то, что почти все марки обуви – свыше 90 разных ее версий — начинают скользить по льду даже при крайне малых (около семи градусов) углах наклона. Мы надеемся, что наши эксперименты помогут людям выбрать самую надежную обувь для зимы, хотя бы минимально защищающую их от травм”, — рассказали Джеофф Ферни (Geoff Fernie) и его коллеги из Института реабилитации в Торонто (Канада).

Как пояснил Ферни, идея провести подобное исследование зародилась после того, как он обратил внимание на то, что очень большая доля пациентов клиники попадает в нее зимой с переломами и травмами, вызванными падениями на льду или снегу.

Эти жалобы заставили ученых задуматься, насколько виновата в подобных проблемах зимняя обувь, производители которой часто заявляют, что их продукт отличается повышенной “цепкостью” и стойкостью к скольжению. Ферни и его коллеги проверили, так ли это на самом деле.

Исследователи купили 98 пар зимней обуви разных марок, в том числе и “профессиональную” обувь для альпинистов и туристов-экстремалов, и создали лабораторию, имитирующие условия канадской зимы – низкие температуры, сильный ветер, обледенелые дороги с переменным наклоном поверхности.

Когда этот “симулятор зимы” был готов, ученые заручились поддержкой нескольких добровольцев, согласившихся упасть несколько сотен раз ради науки. Для их защиты от травм смастерили специальную упряжку, удерживавшую участников опытов от падения на твердую поверхность.

Надевая каждые ботинки, добровольцы выполняли одну и ту же последовательность действий – они вставали на лед и пытались взобраться по горке, которую построили в лаборатории Ферни и его коллеги. Ученые в это время следили, когда падали их подопечные, и отмечали, на какой максимальный угол они смогли взобраться.

Изначально авторы исследования планировали разделить обувь на три класса, дав им от одной до трех “снежинок” в зависимости от максимального угла, на который она позволяет взобраться. Трем “снежинкам” соответствовал угол в 15 градусов, двум – в 11 градусов, и одной – в семь градусов.

К большому удивлению и разочарованию ученых, фактически все марки зимней обуви не смогли набрать даже одной “снежинки” – они начинали скользить даже при пяти градусах наклона и даже меньших значениях. Все это означает, что они просто не пригодны для безопасного передвижения на “своих двоих” зимой.

Только две “брендовые” технологии изготовления подошвы (американская Arctic Grip и китайская Green Diamond) оказались способными противопоставить хоть что-то льду, за что получили одну “снежинку”. Авторы исследования надеются, что результаты их работы помогут покупателям и производителям обуви сделать правильный выбор и улучшить конструкцию зимних ботинок и сапог.