Инженер из США создал на поверхности шоколада цветные трехмерные изображения. Для этого он использовал голографические наклейки, которые обработал и превратил в форму для заливки. О методах и достигнутых результатах автор рассказал на своем канале в YouTube.

Метод записи объемного изображения предмета на оптической поверхности — голографию — изобрел еще в середине прошлого столетия (и позже получил за это Нобелевскую премию по физике) венгерский ученый Денеш Габор. Физический принцип этой технологии состоит в сложении двух волн света от одного источника, первая из которых (опорная) сразу попадает на регистрирующий материал, а вторая (объектная) — предварительно отражается от записываемого предмета. При длительном облучении волны оставляют на поверхности след, который повторяет темные и светлые полосы интерференционной картины. Если затем снова посветить на материал опорной волной, этот след выполнит роль дифракционной решетки и превратит волну в близкую к объектной. Наблюдатель при этом увидит объемную картину — она будет с небольшими искажениями воспроизводить вид исходного предмета.

Инженер Бен Краснов (Ben Krasnow) из Северной Калифорнии решил последовать примеру изготовителя дифракционного шоколада, но на этот раз придать продукту полноценные голографические свойства. Для этого экспериментатор использовал голографические наклейки, которые специально для опыта купил в Интернете. Для удобства он склеивал материал с пластинкой из поликарбоната и растворял покрытие из фольги и бумаги в гидроксиде натрия. Пластиковая основа, паттерн которой хранил информацию об изображении, при этом не пострадала. Предмет превратился в готовую форму — в нее автор заливал нагретый шоколад, который застывал при комнатной температуре и превращался в носитель голограммы.

Такой метод позволил экспериментатору создавать лишь небольшие голограммы размером до 20 миллиметров — более крупные изображения формировать не получалось. Инженер предположил, что в момент охлаждения происходит разрушение продукта — под воздействием температуры шоколад и пластик сужаются и расширяются по-разному, и при достаточно больших размерах это различие мешает опыту. Чтобы избежать проблемы, автор изготовил форму из пищевого силикона — с более гибким материалом ему удалось получить крупноразмерные голограммы. Краснов отмечает, что получившийся голографический шоколад по-прежнему съедобен и не содержит добавок.

Сами Камкар, который проделал похожий опыт в начале мая, уже успел оценить работу и поделиться своим опытом в комментариях к видео.