Корейский институт передовых технологий провел демонстрацию нового робота PIBOT, разрабатываемого для полной замены пилотов в самолетах. Как сообщает IEEE Spectrum, в настоящее время институт проводит испытания робота на авиационном тренажере. Аппарат пока способен успешно сажать разные типы самолетов в 80 процентах случаев.

Сегодня несколько компаний в мире занимаются созданием систем, которые позволят относительно просто и дешево превратить любой современный летательный аппарат в беспилотник. Считается, что это позволит использовать обычную авиационную технику в условиях, в которых не может работать человек. Например, при ликвидации последствий аварии на атомной электростанции.

Кроме того, обычные летательные аппараты под управлением роботизированных систем позволят задействовать в той или иной операции меньше людей. Дело в том, что часть задач обеспилоченные самолеты или вертолеты смогут решить самостоятельно, а другую часть — под контролем оператора. При этом оператор может управлять одновременно несколькими аппаратами.

Новый корейский робот PIBOT (название составлено из слов PIlot roBOT) представляет собой антропоморфный аппарат с «ногами» и «руками». Этот аппарат разработан таким образом, чтобы быть способным взаимодействовать с любыми элементами управления в кабине пилотов так же, как это делает человек.

PIBOT оснащен камерой, с помощью которой способен контролировать движения своих манипуляторов. При этом переключение тех или иных элементов управления производится «по памяти»: их расположение занесено в память робота в процессе обучения на тренажере. Информацию о текущих параметрах полета и типе самолета PIBOT получает через шину данных после подключения к самолету.

Робот способен к обучению (как именно этот процесс организован, не уточняется). Обучение PIBOT управлению нового типа самолета можно с помощью авиационного тренажера. В настоящее время робот может управлять несколькими типами самолетов: выруливать на взлет, взлетать, весит самолет по маршруту и сажать его.

Разработка PIBOT ведется с начала 2010-х годов. Разработчики уже создали несколько малоразмерных демонстраторов технологий робота, причем один из них в 2014 году прошел успешные испытания на модели биплана с электромотором. Когда именно планируется провести испытания полноценного робота на настоящем самолете, пока неизвестно.

В середине октября 2016 года американская компания Aurora Flight Sciences провела испытания системы ALIAS. Она позволяет конвертировать любой пилотируемый летательный аппарат в беспилотник. Испытания новой системы, представляющей собой промышленный манипулятор с несколькими степенями свободы, проводились на легком пассажирском самолете Cessna Caravan и были признаны успешными.

Система ALIAS позволяет управлять обеспилоченным самолетом или вертолетом с помощью планшета. Она также поддерживает голосовое управление и голосовую обратную связь. ALIAS может выступать и в роли второго пилота в двухместных самолетах или вертолетах, помогая вести летательный аппарат или принимая управление на себя.