На петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» состоялся спуск на воду самодвижущейся арктический платформы «Северный полюс» (проект 00903), говорится в сообщении Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ). Судно, построенное по заказу Росгидромета, позволит ученым продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые с 1930-х годов проводились на дрейфующих станциях «Северный полюс».

Первая дрейфующая ледовая станция «Северный полюс-1» открылась в 1937 году: четверо ученых под руководством Ивана Папанина провели на льду около девяти месяцев. После войны, в 1950-е годы, практика высадки на лед исследовательских станций возобновилась, и до 1991 года в Арктике работали 30 экспедиций — иногда на льду находились одновременно две станции. В 2003 году на лед была высажена первая постсоветская станция, «Северный полюс-32». Ученые в дрейфующих лагерях занимались изучением морского льда, состояния атмосферы, течений, экологической обстановки, климата.

Однако в 2015 году эту практика была прекращена, станция «Северный полюс-2015» стала последней. С одной стороны, это было связано с изменениями климата в Арктике: ученым все сложнее было находить удобные для станции поля многолетних льдов толщиной более двух-трех метров, кроме того, сами эти льдины становились все менее долгоживущими. Кроме того, для организации экспедиции необходимы были рейсы атомного ледокола, что выливалось в значительные расходы. Поэтому с 2012 года начала обсуждаться идея построить самодвижущуюся ледостойкую платформу, которая сможет своим ходом дойти до нужного региона, где «вморозится» в лед и будет дрейфовать вместе с ним. При этом исследователи будут оставаться в безопасности и комфорте, а срок службы такой платформы может составить 25 лет.

Морская ледостойкая платформа «Северный полюс»
Морская ледостойкая платформа «Северный полюс»

Строительство платформы началось в 2018 году. По информации ААНИИ, длина платформы составляет 83,1 метра, ширина — 22,5 метра, водоизмещение — более 10 тысячи тонн, мощность двигателя — 4,2 мегаватта. В самодвижущемся режиме судно сможет развивать скорость до 10 узлов. Экипаж судна — 14 человек, научный персонал — 34 человека. Запас топлива позволит платформе работать в Арктике непрерывно около трех лет.

Расположение помещений на палубах ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»
Расположение помещений на палубах ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»

18 декабря платформа была спущена на воду, на этот момент она достроена на 61 процент: построены корпус и подводная часть, установлены все акустические приборы, находящиеся в подводной части судна, отливные патрубки, подруливающее устройство. В дальнейшем на борту будет оборудовано 15 научных лабораторий. На одной из палуб будет оборудована вертолетная площадка, рассчитанная на вертолеты типа Ми-8 и Ми-38. Окончание строительства запланировано на 2022 год.